…Как часто мальчиком, выбираясь за город, он с пологих склонов Галочьей сопки всматривался в синеющую даль и задумывался о том: а что там, за таким далеким горизонтом… Приходилось наблюдать и за полетом крупных птиц, взмывающих высоко в поднебесье. И невольно вырывался вздох… Подняться бы и ему когда-нибудь над этим городом и озером, над этими перелесками!

Salahov

Разве мог помыслить тогда подросток, что судьба еще подарит ему возможность развернуть свои крылья в вышине над рутиной и обыденностью, как этот степной орел… А этот маленький отрывок из книги Ибрагима Салахова «Черная Колыма» можно было уверенно выбрать своеобразным эпиграфом ко всей его долгой многострадальной жизни. Этот путь был наполнен постоянным преодолением больших и малых преград.

Он родился и вырос в нашем городе. Кокшетау стал его колыбелью, началом жизненного пути. Огромные перспективы открывались перед одаренным пареньком из простой рабочей семьи.

Рассказывая о судьбе и творчестве Ибрагима Низамовича Салахова, стоит немного остановиться и на том, откуда появились в Казахстане его предки. В автобиографии «Пару слов о себе» он написал, что когда-то Мухаммади и Али Салаховы поехали из Балтасинского района Татарстана в Сибирь в поисках лучшей доли. Они были плотниками, хорошо владели столярным делом. Позже попали в Северный Казахстан, где и закрепились на долгие годы. Они строили дома и мечети по всему тогдашнему Кокчетавскому уезду.

От отца Низами, сына Салахутдина, Ибрагим унаследовал трудолюбие, упорное стремление идти к намеченной цели. От матери Магиджамал, дочери Садыка, скромность и способность не склонять голову под ударами судьбы.

Когда единственному сыну исполнилось 6 лет, мать отвела его к мулле со словами учить сына уму-разуму с помощью Всевышнего. Она сказала тогда: «Мясо вам, а кости – нам». В одном из давних интервью я спросила писателя, что имеется в виду под этим выражением. Ибрагим Низамович с  улыбкой пояснил: «Это значило, что бить можно, но костей ломать не позволительно». И действительно, мулла был очень строг в воспитании и обучении своих шакирдов. С одной стороны у него лежал Коран, а с другой – плетка, которая довольно часто гуляла по спинам шаливших порой учеников.

После установления Советской власти в Кокшетау открылась первая татарская школа во главе с заведующим Наджми Каримовым. Ибрагим, вместе с другими сверстниками (после трех лет обучения в медресе) поступил сюда учиться. В «Истории зеленого дома» (зеленой краской были окрашены стены и ворота) он описывает свои первые впечатления о занятиях. Ученики с восторгом взирали на светлые комнаты, парты и учебные принадлежности. А сколько радости и неумной фантазии породил обычный школьный глобус!   

Когда к ним пришел учитель татарского языка и литературы Рахман абый Яхин, под его руководством организовали литературный кружок и стали выпускать рукописный журнал «Ялкын» («Пламя»). Редактором и школьной стенгазеты, и этого журнала был утвержден Ибрагим. Ученические издания выпускались регулярно. А потому материалы приходилось писать самим «труженикам пера».

«В те годы, - вспоминал позже Ибрагим Низамович,- я уже начал писать короткие рассказы, стихи, которые посылал в Казань в редакцию детской газеты «Яшь ленинче» («Юный ленинец») и в Москву в редакцию журнала «Октябрь баласы» («Дети октября»), где редактором работал выдающийся татарский поэт Муса Джалиль. Правда, мои творения больше возвращались обратно, чем появлялись на страницах печати. Однако я не унывал – продолжал писать…»

В «Истории зеленого дома» запечатлены бесценные крупицы истории нашего города. К примеру, меня все время озадачивало, почему этот дом (на  его месте сейчас музей Героя Советского Союза Малика Габдуллина) всегда назывался баязитовским. Ведь  Салахов свидетельствует, что стены этого здания возведены его отцом. Он был, как и его предки, профессиональным строителем. По свидетельству потомков купца Баязитова, деньги для возведения различных объектов выделял именно один из первых меценатов Кокшетау Багаутдин Баязитов. А нанимал он, как правило, первоклассных специалистов, таких, как Низами Салахов. Хоть и были они оба по разные стороны, так сказать, баррикад, но устремления свои реализовывали достаточно разумно.

Осенью 1928 г. в татарской 7-летней школе им. Галимджана Ибрагимова состоялся выпуск 19 питомцев, 15-ти из них были вручены похвальные листы за отличную учебу. Их вручал директор Бар Нугайбеков.

…Окончив семилетку, Ибрагим Салахов поехал в Казань и поступил в педагогический техникум. Правда, по рассказам родных, это произошло не сразу и не в один миг. Подвела «химия», видимо, этот предмет преподавался в Кокшетау не на очень высоком уровне. Так что пришлось потрудиться грузчиком, чтобы заработать себе на пропитание. Но студент не теряет бодрости духа. «В эти годы,- вспоминал И. Салахов,- мои стихи и маленькие рассказы публиковались уже на страницах печати, во многих республиканских газетах и журналах».
И далее приведу слова самого писателя из автобиографии «Пару строк о себе»:

- В 1930 году, после окончания педтехникума обком комсомола Татарстана рекомендовал меня в редакцию республиканской газеты «Яшь ленинче».

Через год перевели в комсомольскую газету «Кызыл яшляр» («Красная молодежь»). Позже мне поручили  организацию и выпуск нового литературно-художественного журнала для детей «Пионер каляме» («Пионерское перо»), сейчас «Ялкын».
В 1932-1935 гг. служил в Первом татарском стрелковом полку им. Вахитова. Здесь  тоже не терял связи с творчеством – редактировал газету «Укчы»..

После демобилизации из рядов Советской Армии я сразу же поступил на литфак Казанского государственного пединститута. В эти годы у меня из печати вышли одна за другой книги: пьеса «Ярату» («Любовь»), сборник стихов «Сакта» («На посту») и повесть «Дуэль». Все эти произведения были посвящены Красной Армии. Кроме них, я уже писал роман «Любовь и надежда». Завершить этот роман мне не удалось…

В 1937 году я, студент 3 курса литфака пединститута, еду в Ялту на лечение. По поручению правления Союза писателей Татарстана я навещал находящегося на лечении больного писателя, революционера, крупного ученого Галимджана Ибрагимова, чтобы привезти его рукопись для издания. По возвращению  в Казань  был тут же арестован за связь с «врагом народа».

12 мая 1938 года выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР по статье Уголовного Кодекса РСФСР 58, пункты 2-7-8-10-11-17 приговорила  Салахова И.Н. к 10 годам тюремного заключения строгого режима, после отбытия срока наказания - к 5 годам лишения всех гражданских прав. Срок отбыл от звонка до звонка. Вышел из заключения инвалидом».

Вот такое официальное изложение своего тернистого пути, уместившееся на какой-то паре страничек из школьной тетрадки… А пережито столько, что хватило бы на несколько человеческих жизней!  И тут невозможно, хотя бы кратко, не коснуться пережитого Ибрагимом Низамовичем в Колымских лагерях. Конечно,  он прошел там все круги ада. Об этом невозможно без содрогания читать  написанное им в трагедийной хронике «Черная Колыма»   Насмотрелся смертей и страданий в жутких условиях лагеря. А однажды едва сам не погиб. Во время подъема на эстакаду тачки с золотоносной породой  он свалился с трапа вниз и оказался придавленным грудой камней. Повредил руку и ногу. В санчасти зоны ампутировали ступню левой ноги. Резали и пилили по живому без обезболивающих и дезинфицирующих средств. Началась гангрена. Спас Салахова от верной смерти появившийся в зоне новый зек болгарин Георгий Стоянов, оказавшийся искусным хирургом….

Так Салахова препроводили в Тайшетский лагерь для работы в команде  инвалидов.  Тут он научился очищать поваленный лес, плести корзины.

Вспоминая о том периоде, Ибрагим Низамович делился, что и там, в колымских застенках ему довелось встретить немало замечательных людей, которые становились его близкими друзьями, поддерживали в тяжкое время.

Это были земляк и собрат по перу казахский писатель Зеин Шашкин, калмыцкий поэт Санджи Каляев. Они подружились. Да и как иначе, ведь интеллигентность и образованность никуда не делась. Просто все то, что было прежде, ушло глубоко, куда-то в подсознание. Становилось легче дышать и жить, когда рядом плечом к плечу вставали союзники, единомышленники. Зеин был лекарем в санбараке лагеря, он всячески старался облегчить участь Ибрагима. Оставшись вдвоем, вспоминали кокшетауские просторы, друзей, знакомых. Зеин часто декламировал стихи своего любимого поэта Магжана Жумабаева, ставшего жертвой бериевского произвола. Втроем они часто отводили душу. Неизменно вставал вопрос: за что? За что они, сыны трудового народа, носят клеймо врага народа!

Кто бы мог предположить тогда, что судьбы его сокамерников через долгий пласт времени тоже восстанут из пепла. Санджи Каляев издаст несколько книжек стихов, прозы. В Улан-Баторе ему присвоят звание народного поэта, он получит высокий монгольский орден за значительный вклад в национальную литературу.

О Зеине Шашкине тоже можно узнать немало интересного. Писатель, литературовед, драматург, врач. Долгие годы он работал врачом в санатории Борового. Здесь в 1988 году был создан мемориальный музей его памяти. Так же, как и Салахов, он освободился в 1948-м. К сожалению, он прожил короткую жизнь – всего лишь 54 года. Но его поэтические произведения и  труды по медицине оставили свой след в литературе и здравоохранении...

И вот пришел счастливый день, когда Ибрагим Низамович вышел за ворота тюрьмы, отбыв свой 10-летний каторжный срок. На перекладных он мчится в родные края. Кажется, сердце готово выпрыгнуть из груди…

Возвращение после пережитого из таежного лагеря в 1948 году в родной Кокшетау принесло мало радости Салахову. Ему запретили жить в городе, рядом с отцом. Ему не только не разрешили жить ни в Казани, ни в Кокчетаве, но строгий запрет наложен и на творческую деятельность. Его нигде не берут на работу… Болезненно обидным был визит в областную газету. Тогдашний редактор с издевкой выплеснул в лицо, что газета вряд ли достойна пера такого выдающегося автора! Промучившись в городе и постоянно слыша злобные выпады мачехи, в конце концов он выбрал для жительства село Красный Яр, который находится на расстоянии семи километров от областного центра и начинает работать буфетчиком в столовой райпотребсоюза. Как вспоминал сам писатель, они с супругой Магинур до Красного Яра шли пешком почти с пустой сумкой в руках. Ни вещей, ни жилья, ни близких, готовых помочь в тяжкой ситуации…

А еще - надо было ежедневно отмечаться в комендатуре… Но тяжелее всего Ибрагим Низамович переживал отношение к себе. Бывшие знакомые избегали встреч. Если и разговаривали, то настороженно, с опаской и оглядкой. Долго жил на случайных заработках…  И все-таки чувство безысходности не взяло верх в его душе. Он дождался справедливости. После смерти Сталина минуло еще три с половиной года. Наконец свершилось чудо! В  июне 1956 г. дело Салахова было пересмотрено, он был полностью реабилитирован.

Так все просто. Был виновен, а стал оправдан и чист. Выдавая эту справку о реабилитации человеку изломанной судьбы, работник органов не соизволил извиниться за напрасно причиненные страдания.

- Тогда мне не требовались извинения. Я был счастлив!

Теперь он сможет вздохнуть спокойно. Согласно справке от 25 апреля 1956 года И.Салахову возвращаются все его гражданские права. Таким образом он вновь  получает право писать и издавать свои произведения.  После почти двадцатилетнего перерыва, его душа возрождается, чтобы снова вернуться к своему истинному призванию – писательскому труду - в Казани выходит в свет сборник стихов Салахова «Дала дулкыннары» (Степные волны). Любовью и признательностью  к родной казахской земле наполнены эти поэтические строки. Они проникнуты глубоким, искренним гражданским пафосом, умным и добрым видением нашей действительности. Салахов много ездил по местам, где жил и творил акын Акан серэ, который своими песнями прославился на всю казахскую степь. Он расспрашивал стариков, видевших акына. На этой основе создал рассказ-поэму «Кулагер».

Но главное в другом - не омрачили его ум и сердце обида и озлобленность. После восстановление его гражданских и человеческих прав с новой силой в нем вспыхнула жажда жизни, жажда сотворения добра людям.

Он словно просыпается от долгого и тяжкого сна. Возрождается такая необходимая для него тяга к творчеству! Она ведь всегда подспудно жила в его душе. И он пишет – рассказы, этюды… Многие газетные публикации посвящены творчеству близких ему поэтов – Габдулле Тукаю, Мусе Джалилю. Да и о нем пишут довольно часто. Гостями его  уютного домика на улице Абая в Красном Яре становятся Р.Акбердин, Н.Дроздецкий, Т. Марченко, Д.Оспанов. Ему посвящают свои поэтические произведения Т. Кажыбаев, Ш. Айтжанова. О нем пишут Ж. Мусин, Е.Мырзахметов, О.Султаньяев, Р.Мустафин,  А.Хамдуллин…Что и говорить – сплошь известные имена!

Можно назвать и его совсем небольшие произведения, которые и сегодня воспринимаются как очень важные страницы  огромного пласта Истрии и даже Эпохи. Это рассказ «Зарницы» – о судьбе выдающегося общественного деятеля Адия Муфтахутдинова и его супруги Нафисы, работавших в коммуне «Кызыл Юлдуз». Они оба были арестованы в 1937 году как враги народа. Адия реабилитировали в 1957 г. Нафиса умерла через год после выхода из застенков в Туркмении. Первый тракторист (рассказ именно так и называется) коммуны «Прогресс» в урочище Ак булак за Имантавом  Хусаин Мухамметов.  «Первая улыбка» – рассказ- быль о Григории Федоровиче Белан, переселенце. «Недопетая песня» - о трагической судьбе Зугры апай Ягфаровой.  Я была знакома с этим светлым человеком, совсем немного не дожившей до своего столетия. Ее никто не называл по имени, а только – Алма апай. «Утро»—прелестный этюд об отдыхе в санатории Воробьевка. Короткие зарисовки «Обида», « Праздничный чай», «Сюрприз», «Подруги» и др. В них, словно в зеркале, отражается и настроение писателя, и его мысли о дне сегодняшнем, о пережитом…  

Говоря о судьбе Салахова, было бы не справедливо не сказать добрые слова памяти и о его хлопотливой и скромной супруге Магинур.

Родилась Магинур Сулейменовна 10 сентября 1914 г. в г.Степняк. С юных лет жизнь ее протекала в с.Жильтау (ветреная гора). А что такое сельская жизнь, знают лишь те, кто там родился и жил. Так и Магинур с юности знала, что такое труд. Как достается пища на столе. Маленькая, худенькая, на вид такая слабая… Но работа всегда кипела в ее руках! Поженились они в 1948 г. Хозяйство все было на хрупких плечах супруги, ведь писательское дело мужа заставляло его в сборах исторического материала быть постоянно в разъездах. Провожала, встречала, обихаживала двор и дом, растила детей. В их семье уже подрастало двое мальчиков – сыновья Шамиль и  Камиль.

Магинур пришлось пережить много страшных испытаний. Трое старших сыновей   Нигмат, Ахат, Ульфат один за другим трагически погибли в зрелом возрасте. Позже с сыном Шамилем случилось несчастье. Только познавший беду смог бы понять боль материнского сердца, теряющего взращенных в любви и заботе собственных детей… Но она не сломалась, выстояла под бурей невзгод и продолжала жить ради других детей и внуков, ради их будущего     Более 20 книг написано Ибрагимом Низамовичем. В нем мало строк о жене. Но в коротких эпитетах - глубокие уважение и признательность: верная, терпеливая… А еще: «моя Магинур». А если быть справедливыми в оценке вклада этого неутомимого, невероятно скромного человека, то уверенно можно сказать: в том, что эти произведения Салахова увидели свет, ее непосредственная огромная заслуга, своеобразное подвижническое самопожертвование. Такие слова, возможно, смутили бы ее при жизни. Но через дымку времени и это – лишь малая оценка достойного вклада спутницы жизни нашего прославленного земляка.  Ее не стало в 85 лет. Всего несколько дней она не дожила  до 2000-го. Лишь год разделил Ибрагима и Магинур от встречи на небесах…

А всего у Магинур и Ибрагима на сегодня насчитывается 8 внуков и 10 правнуков. Так что подрастает седьмое поколение давних переселенцев семьи Салаховых Мухаммади и Али, когда-то приехавших строить дома и мечети в тогдашнем Кокчетавском уезде…

Ибрагим Низамович относился к своему слову художника с большой ответственностью. Его язык всегда выразителен, сочен, лаконичен.  14 лет писал один роман, 24 – другой… А если собрать воедино все те годы, которые он занимался сбором и систематизированием архивных документов и рассказов свидетелей и участников исторических событий? Жизни не хватит!

О чем рассказывает Ибрагим Салахов в своих произведениях? Можно бы сказать кратко: о жизни, о радостях и горестях человека, о его извечном стремлении к счастью и справедливости.

И  если судить масштабно, то можно назвать три самых важных, основных для его творчества романа. Это – «В степях Кокшетау», «Когда дубы распускают (углубляют) корни» и, конечно, роман-хроника «Черная Колыма».  

Одним  из первых  написан роман об освоении целинных земель «В степях Кокшетау»   («Күкчәтау далаларында») . Вышел в свет в 1965 году (на татарском,Казань),  на казахском  в 1969 г., издательство « Жазушы».

Вследствие того, что в этом произведении на первый план выдвинута тема освоения целины, оно рассматривалось и оценивалось именно с этих позиций.     Роман светел и глубоко поэтичен. Написан он на основе реальных событий и действий людей, вызвавших к жизни новые земли в нашей области, проживавших в совхозе «Симферопольский» Кокшетауского района.     

В эти же годы он издает свое второе большое произведение — исторический роман-эпопею, состоящий из трех частей  «Когда дубы распускают корни» («Имәннәр тамыр җәйгәндә»). Роман был написан после кропотливого изучения автором архивных материалов, документов. Долгие годы, 14 лет, посвящались тщательным поискам, разработке сюжета и драматургии. Это эпическое повествование охватывает большой временной период – от начала переселения безземельных русских крестьян в казахские степи до революции и гражданской войны в Северном Казахстане. На вопрос, о чем этот роман, он отвечал, что на него нельзя ответить однозначно или же указать конкретную дату.

Главная тема - революционные события на Севере Казахстана. Это и рассказ о сплочении сил, дружбы и совместной борьбе русской, казахской и татарской бедноты за новую справедливую жизнь. Долго и тщательно готовился Салахов к созданию этого многопланового произведения. Чтобы показать подлинные исторические события, Ибрагим Низамович записывал рассказы старожилов, досконально изучал документы в архивах, знакомился с историческими монографиями, внимательно читал мемуарную литературу.     

Надо сказать, что писатель не рассказывает об удивительных событиях, не берет своими героями исключительные личности. Это обычные явления, простые люди, которые в повседневной жизни остаются в тени. Но именно на примере таких событий и судеб Ибрагим Низамович  поднимает  многие важные проблемы нашей жизни. Им создано общественно-социальное лицо того времени.  

Хотелось бы немного сказать не только о его поэтическом  и писательском даровании.  Ибрагим Низамович в общей сложности владел пятью языками. Естественно, татарский, казахский и русский. А еще – арабский и турецкий. Поэтому его труд в представлении читателям литературы другого народа просто бесценен как переводчика. К примеру, Жанайдар Мусин называл Салахова большим другом  и пропагандистом  казахской литературы. О значимости работы переводчика говорил и Мухтар Ауэзов, называя перевод воротами  в мир национальной литературы.  

Салахов хорошо знает и любит казахское народное творчество, казахскую поэзию.      Произведения И.Салахова интересны своими языковыми стилистическими особенностями.  В них очень подробно описывается красота степи, обычаи и традиции казахского народа. Казахские песни и легенды определяют индивидуальный стиль писателя и придают  любому его произведению особое звучание. Романтически светлую интерпретацию нашли казахские легенды и предания во многих его новеллах  Им создано немало произведения для детей

Жизнь  Ибрагима Низамовича была нелегкой, судьба всесторонне испытывала его, но он всегда оставался художником истории своего народа, истинным патриотом и тонким выразителем народных традиций в изображении гордости, печали, бессердечия и доброты человеческой души.

И конечно же, он не мог оставить без внимания период культа личности, пережитое им в тюрьмах и ссылках. Трагедийная хроника «Черная Колыма» стала поистине венцом его творчества. Это произведение Салахова названо известным литературным критиком Р.Мустафиным «криком души, сквозной сердечной раной писателя, давая обильную пищу для раздумий…». Такую оценку подтверждали и читатели, присылавшие писателю тысячи писем, в которых – глубокое сочувствие к автору и размышления о множестве пережитых трагедий. О черных днях истории. И восхищение силой духа писателя, не сломавшегося под тяжким прессом жестокой несправедливости.

«Реабилитировали меня в сентябре 1956 года, книгу стали печатать в мартовском номере журнала «Мирас» за 1989 год. Без шести месяцев прошло ровно тридцать три года.     Срок счастья,  удачи, торжества надежды и правды! Это даже не торжество, не удача, а дань памяти павшим, тем, кто не вернулся».

Действительно, роман волнует читателя суровой, неприкрашенной правдой. Над ним И. Салахов работал 24 года. Труд, в котором мощно передана трагедия поколения, удостоен высшей литературной награды Татарстана.  За роман «Черная Колыма» (1990 г.) писателю была присвоена Государственная премия имени Габдуллы Тукая. Он получил звание Заслуженного работника культуры республики, а затем и звание Заслуженного деятеля искусств Татарстана, стал членом Союза писателей СССР.    

В скором времени  издается перевод произведения на русский язык, некоторые отрывки периодически звучат в радиопередачах.  В девяностых годах прошлого века сценический вариант произведения был поставлен на сцене актерами Казани. Ему довелось своими глазами увидеть замечательную постановку татарского молодежного театра  «Тернистый путь», где молодого Ибрагима сыграл талантливый актер Фанис Калимуллин.  О Салахове снят документальный фильм «Глазами памяти», режиссер Фарит Хабибуллин.

Однажды Ибрагим Салахов так сказал о себе и о своем жизненном пути: «По правде говоря, я писатель только по совместительству. В основном работал учителем, журналистом, шахтером, золотоискателем, плотником, мастером по плетению корзин, изготовлению чемоданов, мебели из лозы, продавцом, бухгалтером…».   Вот таким долгим был его путь к истинному предназначению свыше.  Сегодня его многогранное творчество перешагнуло границы одной  страны и даже одного языка. Ибрагим Салахов поднялся на вершину, с высоты которой рождалось глубинное понимание истоков разумного, вечного, доброго.

Говорят, человек, не познавший беды, никогда не поймет и не будет сострадать чужому несчастью. Пережив и моральные, и физические боль и потери, он до кончиков пальцев осознавал ту великую в своем плане миссию, на которую только способен человек широкой души.  Ибрагим Низамович не был большим начальником или депутатом. Но к нему могли постучаться в дверь в любое время дня и суток с одной просьбой: помоги! И он никогда и никому не отказывал. Шел к местному начальству, обращался выше. Потому что знал: люди верят ему. В его понимании: доверие никак нельзя было обмануть.

Жил в частном доме в Красном Яре. Хотя мог бы переселиться в более комфортное благоустроенное жилье. Для себя лично он никогда не стремился стяжать лавры. Истинное благородство было свойственно его характеру, богатству глубинной духовности. Общеизвестно и то, что Евгения Гинзбург предлагала Салахову опубликовать его роман-хронику задолго до его выхода в свет у нас, за рубежом в Париже. Она даже обещала, что за печатание автор получит такие деньги, какие ему и не снились. Но Ибрагим Низамович твердо отказался. В этом тоже видится высокая гражданская позиция писателя: если издаваться, то только у себя на Родине!

Здесь, в Красном Яре, на ул. Абая, в доме 27, как самые дорогие реликвии, родными сохраняются принадлежавшие Ибрагиму Низамовичу вещи – писательский столик, многочисленные фотоальбомы…

Он объездил почти всю страну и опять вернулся в свой родной Кокшетау, потому что,  по словам Ибрагима Низамовича: «Нет земли, красивее кокшетауской,  нет людей, милее кокшетауцев…».  Он любил и ценил эту землю, людей, среди которых жил. «Народ Казахстана, - писал Ибрагим Низамович, - как цветочный луг. Есть цветы большие, крупные , яркие. А есть скромные, незаметные. Но когда они вырастают, их соцветие получается прекрасным!»

До конца своих дней патриарх татарской диаспоры сохранил оптимизм, отличался высокой жизненной активностью. Неоценима его заслуга в том, что в Кокшетау был создан татаро-башкирский центр. Как тут не назвать его соратников и сподвижников на ниве возрождения и пропаганды национальных традиций, обычаев, языка. Это были Х.Модыбаев, А.Насыров, Г.Закирова, Х.Абдрашитов, Р.Акбердин, Р.Гайнулллин и и др.

В 1995-1996 гг. на страницах литературных журналов «Мәйдан»  и  «Мирас» в г. Казань стабильно  издается его очерк-воспоминание  «Күкчәтау татарлары» (Кокшетауские  татары) на татарском и английском языках. Проследить долгий и трудный путь переселения и закрепления в Казахстане и в частности, в Акмолинской области татарского народа – эта задумка многие годы была в планах работы Ибрагима Низамовича   К сожалению, Салахову не довелось завершить свой многоплановый исторический труд.

Писатель внес огромный личный вклад в укрепление давних дружеских связей между казахским и татарским народами. В 1991 году И.Салахова удостаивают звания Почетного  гражданином города Кокшетау. Из рук президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева он получает высшую награду — орден   «Парасат» («Алтын дуслык»). Он заслужил эти награды за многолетний кропотливый  труд, за большой вклад в развитие национальной литературы, служение идеалам добра и согласия.

Он родился 30 августа 1911 г. А не стало его 7 июля 1998 г.  Ибрагим Низамович Салахов похоронен в селе Красный Яр на сельском кладбище.  Здесь он прожил почти полвека, здесь нашел упокоение…На плите на его могиле высечен стих. В переводе с татарского он звучит так: «Жму вашу руку двумя руками. Смотрю в глаза ваши – не насмотрюсь. Моих нежных чувств поток берегами не остановить».
Время – главный оценщик любой судьбы в анналах Истории. Я очень верю в то, что имя Ибрагима Низамовича Салахова, его дела останутся  навсегда в сердцах потомков той земли, которую он знал и трепетно, нежно любил.

Лариса АИТОВА.
г. Кокшетау
Источник: akbars.kz

PS. В августе этого года нашему именитому земляку, патриарху кокшетауской татарской диаспоры И.Н. Салахову исполняется 105 лет со дня рождения. В планах центра татарской культуры г. Кокшетау немало значительных мероприятий по восстановлению и укреплению памяти писателя. Среди них – установление мемориальной доски на доме, где он жил долгие годы. Готовится документальный фильм и книга (брошюра) о судьбе и творчестве Салахова, большая литературно-музыкальная программа.