Ибрагим Низамович Салахов (1911-1998) - это первый казахстанец, удостоенный такой высокой награды Республики Татарстан, как Государственная премия имени Габдуллы Тукая. Уроженец г. Кокчетава, он всегда был связан с этим городом, с Казахстаном. Здесь жили его родители, в Кокчетаве и его окрестностях прошла почти вся его жизнь, за исключением трех лет службы в рядах Красной Армии, шести лет учебы и работы в г. Казани, а также десяти лет, проведенных в заключении - в тюрьмах и в лагере золотоискателей на Колыме.
Еще до своего ареста в 1937 году Ибрагим Салахов уже был автором трех изданных книг, включающих в себя сценическое произведение, прозу и поэзию. После своего освобождения и реабилитации он продолжает успешную литературную деятельность, пишет произведения для детей «Новые приключения», «История зеленого дома» «Невоспитанный ребенок», «Первые шаги» и т.д. Появились произведения-воспоминания о выдающихся татарских литераторах - поэтах и писателях Галимжане Ибрагимове, Хасане Туфане, Галимжане Нигъмати и других. На основе личного жизненного опыта, личных переживаний были написаны очерки «Черные дни», «Испытание», «Узлы горя», «О молодости, окутанной в туман» и т.д.
Увидели свет романы, повесть, рассказы и стихотворения Ибрагима Салахова, в которых писатель обращается к легендам и к разным историческим событиям. Он мастерски раскрывает особенности разнообразных проблем действительности, повседневных явлений и жизни обычных людей. На примере простых, на первый взгляд, событий и явлений повседневной жизни Ибрагим Салахов поднимает значимые проблемы жизни и бытия простого человека, являющегося именно основной составляющей того объединения, которое принято называть величественным словом «народ».
Творчество писателя нашло своего читателя, вызвало неподдельный интерес литераторов. Поэтому не стало неожиданностью появление его новой книги «Колыма хикәяләре: фаҗига-хроника», в русском переводе названной «Черная Колыма: хроника одной трагической судьбы». Содержание книги основано на воспоминаниях писателя, на тех трагических годах, когда он по вымышленному обвинению провел лучшие свои годы, по сути, на каторге.
Повторимся, новая книга не была воспринята сначала как нечто исключительное, она стала завоевывать читательскую аудиторию по мере того, как все больше и больше людей знакомились с ее содержанием. Вот тогда стало понятно: да, это выдающееся произведение, это душевный стон одного человека со сломленной судьбой, который выступает от имени миллионов таких людей, который предостерегает от повторения подобных периодов в истории народов. Как подчеркивает сам Ибрагим Салахов, «Собственно, две главные причины: долг перед памятью своих товарищей по тюрьмам, лагерям, чувство благодарности к тем, кто пал ради того, чтобы вырвались из этого кошмарного ада другие, и желание сказать правду о палачах и предателях, помогли мне довести до конца затеянное предприятие, не отступить перед трудностями».
Роман «Черная Колыма», хотя он в основе своей автобиографичен, описывает судьбы и других героев - репрессированных деятелей. Через реальные картины жестокой лагерной жизни автор раскрывает психологические характеристики своих героев, занимая позицию объективного наблюдателя. В отличие от произведений некоторых других авторов, Ибрагим Салахов не стал на путь описания своей личной скорби; через эпизоды в тюрьмах и в лагере он раскрывает ту «черную бездну», ту безграничную безнадежность, в которую были осуждены невинные люди.
Писатель не обвиняет отдельного человека (он сумел подняться выше этого!), он обвиняет всю систему. «Рядом с сатаной всегда иуда - предатель, послушный исполнитель злой воли душегуб-палач, - пишет Ибрагим Салахов.- Больно об этом говорить, но многонациональные массы народа оказались готовыми к тому, чтобы своими руками исполнить кровавую волю... У главного опричника оказалось много послушных исполнителей его жестоких замыслов: сыщиков и убийц, конвоиров и надзирателей, следователей, доносчиков, завистливых карьеристов, готовых на любую подлость. Это не простые винтики слепой машины, они стали сподвижниками и соратниками, профессиональными мерзавцами... В час расправ оказались миллионы специально обученных, нравственно подготовленных холуев и доносчиков, чиновников и карателей, негодяев, которые предавали единомышленников, товарищей, родных и близких, свирепствовали на допросах, аккуратно уничтожали свои жертвы в тюрьмах, лагерях».
Историю невозможно переписать: что было, то уже не подлежит возврату, исправлению, переделке. Однако историю нужно знать, необходимо знать для того, чтобы люди научились не допускать повторения омерзительных явлений прошлого, чтобы человечество становилось все более цивилизованным в каждый последующий период своего развития. Вот чему учат людей такие книги, как трагедия-хроника «Колыма хикәяләре» выдающегося татарского писателя Ибрагима Низамовича Салахова.
Гриф ХАЙРУЛЛИН,
академик Международной академии информатизации,
профессор,
г. Алматы