«- Это что такое? - старший из сыщиков так и взвился над стулом, я только не понял, отчего: то ли от злости на врага народа, то ли от радости, что, наконец, обнаружилась великая политическая крамола. - Какая сороконожка бегала по этим бумагам?
- Это наш татарский алфавит. По таким буквам я учился в школе.
- Вражеская конспирация! - завопил оперативник и в оба глаза уставился на своего помощника. - Смотри, эти вредительские вражеские письмена все до единого листика свяжи в один узел! Чтобы ни одна бумажка не потерялась!»
Ибрагим Салахов «Черная Колыма»
Пожалуй, ни одна рецензия не давалась мне так тяжело, как эта. В моей голове по сей день не укладывается, как один человек мог сотворить со страной подобное? Как смог он, как смогли люди творить подобное друг с другом?
К сожалению, история человечества сплошь и рядом усеяна бесчинствами, которые мы творили друг с другом. Рабовладельческий строй, сегрегации по расовому и этническому признакам, Холокост и Освенцим, ГУЛАГ – и это далеко не полный список. Вспоминая это, понемногу начинаешь считать детским лепетом веру Сократа в доброе начало в человеке. Если история и правда движется по кругу, и нас ждет новый террор, то мы должны всеми силами воспрепятствовать его возобновлению. Как? Самое просто и в то же время самое важное – никогда, ни при каких обстоятельствах не забывать о том, что было. Помнить о тех, кто пострадал за свои убеждения, свою веру, и, как это ни абсурдно – свою национальность.
«Нет, - беззаботно говорит Римма, - я татарка, и им удобнее пустить меня по группе буржуазных националистов. Вначале я действительно проходила у них как троцкистка, но потом Рудь завернул дело, сказал, что по троцкистам план перевыполнен, а по националистам они отстают, хоть и взяли многих татарских писателей».
Евгения Гинзбург «Крутой маршрут»
Наверное, не сосчитать, сколько раз, читая и Ибрагима Салахова, и Евгению Гинзбург, мне хотелось кричать от возмущения, от ужаса, от отвращения. Мне невыносимо осознавать, что мы способны на такое целесообразное и холодное уничтожение друг друга. Мне не хотелось плакать, нет, мне хотелось провалиться сквозь землю от стыда за то, что мы можем допускать и даже поощрять террор такого поразительного масштаба. Ведь, в конце концов, величайшие умы человечества и огромные деньги тратятся на создание оружие, то есть, по сути – на уничтожение друг друга. Можно прикрывать это пышными речами о защите Родины, о доблести и чести, но в конечном итоге речь все равно идет об убийстве. Я не хочу никого судить, но мне кажется, что если бы каждый из нас хоть на миг подумал о том, что мы все вместе живем на одной планете, что это нас объединяет, а не разъединяет, многих войн можно было бы избежать. Как мне кажется, об этом и пишет Ибрагим Салахов.
«Черная Колыма», несмотря на довольно детальное описание ужаса сталинского террора, жестокую честность и суровую правдивость, книга все-таки о человеческой доброте. На каждом отрезке своего страшного пути он встречал десятки добрых людей, бескорыстно даривших ему тепло своего сердца. Сквозь каждое слово проникает в нас вера писателя в человека, вера в высшую справедливость и свет. Это и сберегло его в аду лагерей, а еще больше – после них, когда пребывание на воле показалось ему едва ли не хуже жизни под конвоем в постоянном ожидании смерти.
Но поддерживали Салахова не только люди, но и его непоколебимая любовь и стремление к прекрасному – музыке, литературе, театру. Известно, как Ольга Берггольц во время блокады Ленинграда сказала, что выжить можно, если только не думать о еде. Она читала, писала, говорила об искусстве, заполняла свои мысли чем угодно, но только не едой: ведь в тот миг, когда весь ее мир начнет вращаться вокруг нескольких граммов хлеба, она будет обречена. И она выжила, титаническим усилием воли запрещая себе думать о физической стороне своего бытия. То, что спасло Ольгу Берггольц, спасло и Салахова. Их поступок – неоспоримый пример каждому из нас. Каждый час, каждую минуту своей несовершенной жизни мы должны помнить, что есть в этом мире что-то выше нас, что-то, что спасет нас и защитит в трудные минуты. Я верю в это, и надеюсь, что, прочитав «Черную Колыму», вы поверите тоже.
Наиля ГАЛЕЕВА,
заведующая литературной частью
Государственного академического русского театра драмы имени М. Горького
г. Астана